ОБЩЕНИЕ Форум Стражи КАРТА НОВОГО ЛЕСА Карта локаций ОФИЦИАЛЬНО Законы Арены ТОРГОВЛЯ Калькулятор торговца ДЛЯ ПРОСМОТРА Галерея образов Земляки Глас народа ТАЙМЕРЫ Таймер заклятий ТЕСТЫ Самопроверка БИБЛИОТЕКА ЧаВО для новичков Магия Путей Расписание поездок Камни Список профессий Лесорубу (лес) Плотнику (лес) Рудокопу (лес) Металлургу (лес) Орден Друидов Академия тактики Травы леса Садоводство Частные дома Типы кораблей Таблица опыта Доп. смайлы Список ХУДОжников
Ник  
Пароль  
СТАТЬИ
История толкиеновской Арды (мира фэнтези) Автор: Hm *Капитан*

Три - Эльфийским владыкам в подзвёздный предел.
Семь - для гномов, царящих в подгорном просторе
Девять - смертным, чей выверен срок и удел
И одно - Властелину на чёрном престоле.
В Мордоре где вековечная Тьма
Чтобы всех отыскать, воедино созвать
И единою чёрною волей сковать.
В Мордоре, где вековечная Тьма....

В начале был Илуватар (Эру), "отец всего". Единый и сущий, пребывавший в одиночестве в Чертогах Безвременья" И создал он своей волей айнуров, каждому из которых открыл часть своих мыслей, и одарил их тремя музыкальными темами, зримое воплощение которых, назвалось Ардой. И разделились айнуры на Аратаров (тех кто остался с Эру) и валаров (тех кто отправился в Арду), и в новом мире обиталищем валаров стал остров Валинор. Из числа валар выделился самый сильный и гордый - Моргот, который решил прибрать свежесозданный мир к рукам. За Морготом увязались и некоторые майары сильнейшим из которых был Саурон. Далее последовали бесконечные войны, к которым постепенно подключились создаваемые расы. Но Моргот был повержен, его царство уничтожено, а Cаурон избежал кары валар. Прикинувшись испарившемся Саурон подбил народы средиземья создать систему колец, после чего в тайне от всех в недрах горы Ородруин сковал последнее самое главное кольцо подчинявшее себе другие.

Сотворение Арды осталось в баснословном прошлом, давно минули три эпохи Средиземья, и мир сейчас уж совсем не тот, но хоббшпы живут там же, где и жили, - на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначально - этого по-прежнему никто не ведает, хотя догадкам и домыслам несть числа. И по-прежнему в старинных семействах водится обычай разузнавать о былых временах и дальних странах у эльфов, гномов и людей.
Описание мироустройства иначе называется естественной историей, или естествознанием. Естественная история включает и собственно историю, и географию, и зоологию, и многие другие науки. Посему в этой книге географические сведения соседствуют с историческими, а за жизнеописанием кого-либо из эльфов, гномов пли хоббитов нередко следует рассказ о диковинном растении или животном. Небесная твердь и мировой океан, Негасимое Пламя и круги мироздания, континенты и острова, протяженность рек и горных цепей, народы, языки и обычаи - в этой книге содержатся самые разнообразные (и всегда достоверные) сведения из истории Арды.
Разумеется, естественная история Арды была бы неполной без упоминания о силах, сотворивших этот мир и управляющих им, - об Илуватаре, об айнурах, валарах и майарах. Ведь Арда есть не что иное, как воплощенное Видение Илуватара, возникшее по его воле из песни айнуров, чтобы стать пристанищем Детей Единого и прочих живых существ. Для обитателей Арды айнуры и валары - боги; вернее, божества, ибо у них нет ни всемогущества, ни всеведения (тем и другим обладает лишь Илуватар, истинный бог, бог-творец). Мы постараемся рассказать обо всех валарах, от Манвэ до Эстэ, и обо всех их деяниях в Амане и в Средиземье, от возведения Светильников до окончательной победы над Мелькором.
Что же касается обитателей Арды, то среди всех больших и малых народов, ее населяющих, наособицу стоят хоббиты. Да, конечно, эльфы, люди и гномы пришли в Арду гораздо раньше (о хоббитах до середины Третьей эпохи никто и слыхом не слыхивал); да, хоббиты не возводили королевские чертоги и могучие укрепления, не изобретали письменность, не искали славы на поле брани и не бросали вызов Мелькору. Тем не менее мы расскажем о хоббитах говорится много и подробно, и по справедливости - ведь когда бы не они, Четвертая эпоха Средиземья была бы совершенно иной.
Как известно, начальные главы Алой Книги Западных Пределов написаны хоббитом Бильбо Торбинсом(он же Сумкин - зависит от перевода), впервые прославившим свой народец в большом мире. Впоследствии эту книгу многократно дополняли - и хоббиты (прежде всего - племянник Бильбо, Фродо Торбинс), и люди, и даже эльфы, со слов которых записаны легенды Первой и Второй эпох Средиземья. Потому-то Алая Книга столь многолика, потому-то столь разнятся между собой ее главы, и наметанный глаз без труда отличит в ней хоббитскую руку от руки эльфийской или человеческой.


1 - Валинор; 2 - Эльдамар; 3 - Хелкаркасе; 4 - Ангбанд; 5 - Белирианд; 6 - Иллуин; 7 - Утумно; 8 - Куйвиэнен; 9 - Альмарен; 10 - Великая Пустыня; 11 - Ормал; 12 - Нуменор; 13 - Зачарованные Острова; 14 - Тол-Эрессеа.

Существуют два способа описания чего-либо - и мироустройства в том числе. Первый способ - полное, скрупулезное и беспристрастное перечисление имен, фактов и событий, объективность, точность и исчерпывающая полнота. Это - описание извне, и главное в таком описании - упомянуть обо всем, не забыв ни единой, сколь угодно мелкой, подробности.
Второй способ - описание изнутри. Иными словами, субъективный подход, при котором исчерпывающей полнотой описания сознательно пренебрегают, ибо она не сочетается с личным представлением о мире. Главное в таком описании - отнюдь не полнота; главное - точка зрения.
Наш цикл статей - попытка взглянуть на Арду глазами ее обитателей. Попытка представить, как бы стали описывать свой мир они - о чем говорили бы пространно, о чем упомянули бы мимоходом, а о чем и вовсе бы умолчали.


АРДА

История Арды

Первоначально земля - Имбар - была плоской, над ней раскинулся небосвод - Виста, - не достигавший, впрочем, крайних западных и восточных пределов. Висту окружал Ильмен, где находились звезды, солнце и луна. Ильмен простирался до рубежей земли на западе и востоке, его со всех сторон окружал океан Эккайа (Вайа). Площадь Эккайи неведома; достоверно известно лишь, что за ней располагалась Кума - Пустота, в которой обитает Илуватар и из которой родились валары. Глубоко под землей, в толще скал, лежали Корни Земли. Со дна Эккайи тянулись к поверхности земли длинные ходы, известные как Мировые Жилы.
Когда валары спустились в Эа, земля еще была гладкой - ни гор, ни лесов, ни водоемов. Правда, по некоторым источникам, на севере уже тогда возвышались Железные горы (по иным сведениям, эти горы воздвиг Мелькор). Валары создали Великое Озеро, посреди которого расположили остров Альмарен, и два Светильника на высоких столпах, к северу и к югу от Озера. Когда Мелькор повалил Светильники, начались природные катаклизмы, и поверхность Арды существенно изменилась. На тех местах, где высились Светильники, образовались два внутренних моря - Хелкар и Рингол. Кроме того, возникли горные цепи: Голубые горы, Мглистые горы и Красные горы; все они протянулись к югу от Железных гор. Между внутренними морями поднялись Мировые горы, а на юге образовались Серые и Желтые горы.
Возникли также два внешних моря, в результате чего изначальный континент оказался поделенным на три части. Западное море называлось Белегаэр, и за ним валары возвели себе новую обитель, которую укрыли за горной цепь Пелоров - высочайших гор во всей Арде.
В ту пору, когда в Арде пробудились эльфы, валары пошли войной на Мелькора, и эта война при вела к тому, что очертания земель изменились вновь. Западное море протянулось дальше на восток, и на западном побережье Средиземья (центрального материка) возник залив, глубоко вдававшийся в сушу. Внутреннее море Рингол разлилось и соединило два внешних моря, и южный материк отделился от остальной суши. А некоторое время спустя, после мятежа нолдоров, вал ары создали вдоль побережья Амана цепь Зачарованных Островов.
В конце Первой эпохи Средиземья произошла решающая битва с Мелькором, после которой значительная часть северного Средиземья скрылась под водой, а внутреннее море Хелкар высохло. На его месте поднялись Пепельные горы и горы Тени, ставшие рубежами Мордора. Возможно, внутреннее море Нурнен в Мордоре - это все, что осталось от Хелка-ра. Приблизительно в то же время в Белегаэре возник остров Нуменор, который правильнее считать материком. Надо сказать, что только во Вторую эпоху в Арде существовали все пять ее континентов: Аман на крайнем западе; Эндор, или Средиземье, посредине; Нуменор между Аманом и Эндором; Темные земли к югу от Эндора и Стены Солнца на востоке.
Последние изменения в Арде произошли после Падения Нуменора. Сам остров скрылся под водой, а мир стал круглым. Западный -материк Аман очутился за пределами мироздания, но до него можно было добраться по Прямому Пути. Это преобразование Арды означало конец эпохи эльдаров и начало эпохи людей.
Выражение <круги мироздания> имеет двоякий смысл: когда в хрониках эти слова пишутся с прописной, они означают пределы Эа, Мира Сущего; а когда со строчной - пределы Арды после Великого Изменения, когда Аман был удален за рубежи мира.
В конце времен, когда Зло будет побеждено в Последней Битве, Арда исцелится от ран, и в мироздании наконец-то воплотится музыка айнуров во всей ее красоте и благозвучии.

Хронология Арды

Эпоха Основные события
Предначальная эпоха Музыка Айнуров. Сотворение ( Арды. Приход валаров , и манаров
Эпоха Светильников Создание Светильников. Строительство Утумно. Разрушение Светильников и уничтожение Альмарена

Эпохи Древ

Первая эра Основание Валинора и сотворение Древ. Появление орлов и энтов
Первая эпоха Второй эры Валары находят эльфов. Война Стихий
Вторая эпоха Второй эры Мелькора сажают на цепь. Зов Валаров. Ваниары и нол-доры приходят в Эльдамар. Основание Тириона
Эпоха Тьмы Строительство Ангбанда. Появление балрогов, волколаков и гигантских пауков. Сотворение гномов

Эпохи Звезд

Первая эпоха Пробуждение эльфов, энтов и гномов. Выведение орков и троллей. Война Стихий и разрушение Утумно
Вторая эпоха Великий поход эльфов. Основание Ногрода и Белегоста
Третья эпоха Тэлери селятся на Тол-Эрессеа. Основание Альквалондэ. Гномы приходят в Белерианд. Строительство Менегрота
Четвертая эпоха Изобретение тенгварского письма. Изгнание орков из Белери-анда. Освобождение Мелькора
Пятая эпоха Возвращение Мелькора. Изготовление Сильмарнлов. Гибель Древ. Мятеж нолдоров и уход эльфов в Средиземье

Эпохи Солнца

Первая эпоха Создание луны и солнца. Пробуждение люден. Выведение драконов. Битвы за Белернанд н Война Гнева. Изгнание Мелькора. Разрушение Ангбанда
Вторая эпоха Сотворение Нуменора. Проклятие Валаров. Основание Мор-дора. Изготовление Единого Кольца и появление назгулов. Изготовление палантнров. Гибель Нуменора и Великое Сметление
Третья эпоха В Средиземье приходят истари. Возвращение Саурона. Появление хоббитов. Война Кольца. Низвержение Саурона
Четвертая эпоха Эльфы уплывают на Запад

Примечание.
Нетрудно заметить, что данная хронология не является строгой. Эпохи не имеют жесткой датировки, посему они нередко накладываются друг на друга; примером тому - эпоха_ Древ и первая эпоха Звезд. Кроме того, следует учитывать, что летосчисление Свободных Народов сильно отличается от летосчисления валаров. Один год по календарю валаров, к примеру, равняется девяти с половиной годам по календарям эльфов и людей. Таким образом, получается, что от пробуждения эльфов на берегах залива Куйвиэнен до того дня, когда их нашел Оро-мэ, минуло около 330 лет, а разделение на эльдаров и аварн произошло 190 лет спустя. Потому вполне естественно, что одно и то же событие может относиться к разным эпохам или предшествовать тому, которое по легендам произошло ранее.

Светила и небесные тела

После того как погибли Древа валаров и Арда погрузилась во мрак, Ауле создал ладьи-сосуды, а Варда наполнила их светом и, как сказано в <Квен-та Сильмариллион>, <дала им силу пересекать низшие области Илъмеиа и повелела свершать назначенный путь вокруг земли с запада на восток и возвращаться назад>>. Луна -,Итил, Сияющий - была создана из цветка Тельпериона, а солнце - Анар, Золотой огонь - из плода Лаурелин. Ладьей луны правит Тилион - охотник из дружины Оро-мэ; ладьей же солнца управляет Ариен, дева из свиты Ваны.
Ночами на небосводе Арды видны и созвездия, и отдельные звезды. Созвездия таковы: Менелъма-кар (в переводе с синдарина <Небесный меченосец>), называемый также Менельвагор и Телумех-тар; Валакирка - <Серп валаров>; Вилварип <Бабочка>; Реммират - <Звездная сеть>; Соронуне - <Орел>; Телумендил - <Любимец небес> и Анаррима - <Пламенный венок>. Созвездие Вала-кирка называют также Короной Дарина; его отражение даже днем можно увидеть в Зеркальном озере. Звезды же известны следующие: Морвини-он - Проблеск-в-ночи; Боргил - Раскаленная звезда; Хеллуин - Ледяная; Лийнил - Небесно-голубая; Ненар - Водная.
В хрониках Арды также упоминаются некоторые планеты, свершающие путь по нижним слоям Иль-мена. Это Элеммире - Небесный самоцвет, Эарен-дил - Взыскующий моря, Карнил - Алая, Алъка-ринквэ - Чудесная и Ламбар - Приют теней.

Географические данные

Горы

Название Протяженность в милях
Железные горы Неизвестно
Пелоры Неизвестно
Горы Мордора 1282
Пепельные горы 498
Южный Эфел-Дуат 501
Западный Эфел-Дуат 283
Белые горы 852
Мглистые горы (вместе с горами Анг-мара) 702
Серые горы 580
Голубые горы (Первая эп оха) 928
Голубые горы (Третья эпоха) 559
Северные Голубые горы 389
Южные Голубые горы 170

Внутренние моря и большие озера

Название Площадь в квадратных милях
Хелкар 1025000
Озеро Рун 17898
Нурнен 5718
Озеро Ненуиал 639
Озеро Линаэвен 407
Озеро Митрим 256
Озеро Нен-Хитоэль 244
Озеро Хелеворн 105
Долгое озеро 93
 

Важнейшие реки

 

Название Протяженность в милях
Андуин Великий 1388
Лесная река (вместе с Бегущей) 835
Гелион 780
Митейтель (вместе с Гландуином) 689
Брендивин 573
Айсен 395
Сирион 390
Лефнуи 382
Лун 307

Державы и владения

Название Площадь в квадратных милях
Воссоединенное королевство (Четвертая эпоха) 909510
Гондор (в период расцвета) 716426
Южное королевство (с Харондором) 471158
Восточные владения 206511
Умбар 38757
Харад 486776
Арнор 245847
Артедайн 113957
Кардолан 83299
Рудаур 48880
Нуменор 167961
Рохан 52763
Хоббитания 21400

Растительность

По всей видимости, первоначально значительную часть территории Средиземья покрывал первобытный лес. Как сказано в Алой Книге, <<в те давние времена отсюда (от Фангорна. - К. К.) до Луна тянулся сплошной лес, а это была всего лишь его восточная опушка>. Этот первобытный лес был весьма разнородным: к примеру, в южном Лихолесье росли в основном ели и сосны, в Дориа-те - дубы и буки (кстати, разновидностью буков можно считать лориэнские мэллорны, ибо энтий-ское слово <малинорнелион> переводится как <золотые буки>). К концу Третьей эпохи от первобытного леса сохранились лишь Заповедный лес, Лихолесье, Лориэн и Фангорн; все прочие леса были в изрядной мере вырублены, и от них остались сравнительно небольшие боры и рощи.
На северных границах Гондора и в Рохане раскинулись обширные луга, с давних времен служившие пастбищами. Западнее, в Эрегионе, травянистые равнины нередко переходят в степь. К юго-востоку от Гондора, за Андуином, лежит Великая Пустыня, лишенная какой бы то ни было растительности.

Климат

К сожалению, климатические условия на некоторых территориях Арды могут быть определены весьма приблизительно. В первую очередь это касается Валинора, выведенного за пределы кругов мироздания. Впрочем, из <Квента Сильмариллион> известно, что на севере Валинора было холодно; вдобавок в Ойомурэ - это самое северное побережье Амана - из-за близости Хелкараксе часто выпадал снег. Также можно предположить, что Тирион находился примерно на широте Пояса Арды (древнее название экватора); следовательно, там круглый год было тепло.
Что касается Средиземья, здесь отмечено большое разнообразие климатических условий. Эриадор отличается мягким континентальным климатом, тогда как всего в 300 милях к северу лежит ледяной залив Форо-хел. К востоку от Мглистых гор зимы, как правило, холодные, а лето умеренно теплое. Ниже по течению Андуина климат постепенно становится влажным, поэтому зимы в тех краях не холодные, а всего лишь прохладные (впрочем, случается, что снег лежит с ноября по март), а лето жаркое. Засушливый климат характерен прежде всего для окрестностей Мордора.
Следует отметить, что климат в отдельных местностях напрямую зависит от воздействия магической силы. Поэтому в Лориэне, когда там правили Галадриэль и Келеборн, было всегда тепло, а в Мордоре радениями Саурона - ветрено и холодно.

Население

В Предначальные эпохи плотность населения была невысока. Заселен был в основном Валинор. В Первую эпоху Средиземья значительную часть населения материка составляли эльфы - синдары, лаиквенди и возвратившиеся из Валинора нолдоры. На юге обширную территорию занимали энты, на западе и на востоке располагались два королевства гномов. Затем появились люди, постепенно расселившиеся по всему материку - в долине Андуина, в Эриадоре, у озера Рун и в Хараде и даже поблизости от Железных гор. Вторая эпоха связана прежде всего с заселением Нуменора: наибольшая плотность населения на острове-материке отмечена в Арандоре - <Королевской земле>. Между тем в Средиземье численность населения неуклонно сокращалась: эльфы гибли в сражениях или уплывали на Запад, гномов- вытесняли из их подгорных чертогов, люди отступали все дальше на юг под натиском войн и моровых поветрий. Подобное положение дел сохранилось и в Третью эпоху. Эльфов теперь можно было встретить лишь в Лихолесье, в Раздо-ле, в Лориэне и в Серебристых Гаванях; гномы после гибели дракона Смога обосновались в Эребо-ре; люди по-прежнему держались Гондора и его окрестностей. Зато в летописях Третьей эпохи впервые встречается упоминание о хоббитах.
Что касается орков и троллей, они изначально обитали на малом, ограниченном пространстве - будь то Ангбанд, Ангмар или Мордор. Правда, в Алой Книге упоминается о поселениях орков в Мглистых горах, но это были всего лишь малочисленные колонии. Что касается прочих приспешников Тьмы, они обосновались на юге и юго-востоке Средиземья - в Умбаре, Хараде, Кханде и за озером Рун.

« вернуться к списку статей
© Тайная стража, 2006–2024.